+7 (499) 288-16-73  Москва

+7 (812) 385-57-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-47-39  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что такое обочина дороги, проезжие части дороги и полосы согласно ПДД

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

На первый взгляд достаточно простые термины, но тем не менее есть вопросы, которые вызывают долгие споры.

Проезжая часть

Акцент в этом термине на безрельсовые транспортные средства.

Трамвайные пути — не являются проезжей частью.

По трамвайным путям в особых случаях разрешено движение безрельсовых транспортных средств, но они для этих целей не предназначены. Трамвайные пути находятся не «на» проезжей части, а «слева от» — в случаях, когда допускается движение по ним.

Рельсы слева от проезжей части»

Обозначенная или не обозначенная разметкой

Из абзаца выше, по нормативным документам возможно обозначить только полосы на соответственно «нормативных» дорогах. Средства организации дорожного движения на прилегающих территориях также могут применяться, но в зависимости от ситуаций требования их могут отличаться.

Например, часто можно увидеть на заправках и парковках знак 5.5. «Одностороннее движение», но так как «нормативной» дороги нет, то и двигаться по одностороннему движению с нарушением тут не получится.

На этой же парковке с противоположной стороны висит «Кирпич» — он уже не привязан к дороге, и за нарушение этого знака выпишут правомерный штраф. На парковка часто можно встретить разметку узких полос и никто не будет выписывать штраф за нарушение такой разметки и выезды на встречку за пересечение сплошной линии.

Предписывающие знаки и знаки приоритета необходимо выполнять. И так далее, случаев много.

Продольная полоса

И даже в «продольности» полосы возникают споры. Есть продольная полоса в профиле «нормативной» дороги, а есть продольная полоса по направлению дороги.

Тут следует посмотреть от противного и представить не продольную полосу — вариант подходящий для ПДД станет очевидным.

Профиль проезжей части с продольной полосой Продольная полоса проезжей части

Вполне подходит к определению, полоса идет вдоль поверхности проезжей части. Это выглядит нелепо, до тех пор пока физически ширина дороги не изменяется. При сужении дороги кто то допускает такое расположение полосы движения поперек проезжей части.

Ширина полосы движения

«Имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.»

Тут спор вызывает некий вывод о запрете движения двух автомобилей в одной полосе. Такой вывод не имеет оснований.

Термин определяет полосу движения. И если ширина достаточна для движения автомобилей в один рад — это полоса движения, если недостаточно — это не полоса движения.

В различных условиях количество полос может изменятся при сохранении ширины. Основа выбора количества полос — это соблюдение безопасного интервала между транспортными средствами.

Пример увеличения количества полос при сохранении исходной ширины в проекте probok.net:

Добавление полосы движения за счет сужения других полос

Какие бывают дороги

Мнение эксперта
Смирнов Григорий Юрьевич
Адвокат с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

В ПДД дано чёткое определение дороги как полосы земли или поверхности искусственного сооружения, которые приспособлены для движения транспортных средств (ТС).

Дороги классифицируются на основе многих факторов следующим образом:

  • материалы;
  • расположение и функции;
  • объём и тип движения;
  • ширина;
  • жёсткость;
  • топография.
  • земляные — выложенные грунтом. Они дешевле всех типов дорог и предназначены для менее интенсивных транспортных зон или для сельской местности. При их проектировании и строительстве необходима хорошая дренажная система, которая сохранит качественное состояние пути в течение длительного периода;
  • гравийные — также являются дорогами низкого качества, но они выигрывают по сравнению с земляными. В качестве материала для дорожного покрытия используется уплотнённая смесь гравия и земли;
  • битумные — являются самыми популярными и широко используемыми дорогами в мире. Они дёшевы и обеспечивают хорошие условия для вождения. Толщина покрытия зависит от состояния почвенного слоя в зоне прокладки пути следования;
  • бетонные — такие покрытия считаются самыми дорогими среди других типов. Они прокладываются стыками, на что тратится больше времени при строительстве, но требуют меньших затрат на обслуживание. Бетонные покрытия подходят для районов с интенсивным движением.

На основе местоположения и финансирования:

  • международные — включены в европейскую и азиатскую сеть маршрутов ТС;
  • федеральные — являются основными трассами страны. Они соединяют все крупные города со столицей;
  • региональные или межмуниципальные — соединяются с федеральными сообщениями и подчиняются регионам;
  • местные — находятся в пределах одного района
  • частные — с ограниченной пропускной способностью, расположены на частных территориях юридических (негосударственных) или физических лиц.

По условиям перемещения, доступа и объёма движения:

  • автомагистрали — нет доступа ТС на одном уровне:
  • скоростные — может быть доступ потока в одной плоскости;
  • обычные — установлен более низкий скоростной режим, чем на первых двух, и допускается пересечение с велосипедными, автомобильными и пешеходными путями на одном уровне;
  • регулируемые (светофорные);
  • с небольшим движением — 400 авто в день;
  • со средним потоком — 400–1000 авто в день;
  • с плотным потоком — свыше 1000 ТС за день.

По типу сообщения:

  • пешеходные — служат исключительно для пешеходного сообщения, перемещение и парковка ТС здесь запрещены;
  • велосипедные — для безопасного порядка следования велосипедистов;
  • магистрали — для высокоскоростного движения ТС.

По условиям топографии местности:

  • равнинные;
  • на холмистой и горной местности — пути следования проложены обычно вокруг холмов в форме серпантина;
  • пустынные;
  • зимние (через замёрзшие водоёмы);
  • гати и гребли;
  • полевые и лесные.

Дорога, её основные элементы и составные части

Правильное планирование, проектирование и обустройство транспортных путей сообщения направлено на обеспечение оптимальной скорости, комфорта и максимальной безопасности для участников дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров) при минимальных эксплуатационных затратах.

Дорога представляет собой расположенный в зоне движения объект с дорожно-инженерными и транспортными сооружениями (тоннели, эстакады, путепроводы, виадуки, мосты, остановочные площадки, заграждения), оборудованием и приспособлениями (мачты осветительных приборов, опоры троллейбусных сетей), которые объединены в единое целое с целью обеспечения транспортного и пешеходного сообщения.

Дорога состоит из отдельных элементов, которые могут быть в наличии или отсутствовать:

  • проезжая часть — основная часть дорожного полотна, которая может иметь несколько полос;
  • разделительные зоны:
  • обочина;
  • тротуар;
  • вело- или пешеходные дорожки;
  • пути для рельсовых ТС, встроенные в полотно, идущие вдоль центра или по краю;
  • остановки, парковки, зоны безопасности.

Видео: элементы дороги

Полоса проезжей части

Проезжая часть — это полоса движения, на которой ТС не ограничено какими-либо физическими препятствиями или разъединениями для бокового маневрирования. Она состоит из нескольких полос движения вместе с обочиной, но может представлять собой единственную полосу (например, выезд на шоссе).

Когда проезжая часть достаточно широкая, чтобы вместить несколько ТС, движущихся бок о бок, сообщение обычно организуется в полосы — параллельные коридоры движения. Некоторые дороги имеют одну полосу движения для каждого направления, а другие — несколько (2–4 и больше на автомагистрали).

На проезжей части с помощью разметки чётко указаны границы каждой полосы и направления. Если разметки нет или она неразличима (смыта, занесена снегом), то полосу движения водители ТС выбирают интуитивно, держась правого края дорожного полотна, которое условно разделяется линией строго посередине. Другая сторона — это зона встречного движения.

На дорогах с несколькими полосами, идущими в одном и том же направлении, водители могут перестраиваться между полосами по своему усмотрению, но при этом не причинять неудобства другим водителям и не создавать аварийные ситуации. Уступить отъезжающему автомобилю место в ряду и пропустить или нет соседнее ТС на другую полосу зависит от культуры вождения водителей и условий перестройки в другой ряд.

Ширина полосы движения

Ширина проезжей части (дорожного полотна) зависит от количества полос движения, ширины полосы и ширины обочины. Ширина полосы зависит от размеров ТС и дорожного просвета — бокового интервала, который улучшает рабочую скорость ТС и безаварийное перемещение.

Максимально допустимая ширина ТС составляет 2,6 м для рефрижераторов, 2,55 м — для остальных автомобилей.

Боковой интервал не является постоянной величиной и зависит от условий перемещения и ситуации на пути следования:

  • скоростного режима ТС;
  • порывов бокового ветра;
  • неровностей дороги;
  • увода ТС при торможении;
  • технического состояния автомобиля.

В среднем безопасный боковой интервал составляет 0,7–1,2 м.

Исходя из ширины ТС и величины интервала, минимальная ширина полосы устанавливается в зависимости от категории дороги:

  • I–II — 3,75 м (автомагистраль, скоростная, 4 и более полос);
  • III — 3,5 м (не скоростные, на 2 полосы);
  • IV — 3 м (обычные на 2 полосы):
  • V — 4,5 м (1 иногда 2 полосы).

Для каждой полосы 2-полосной дороги требуется не менее 3,5 м, поскольку необходим боковой интервал с каждой стороны и в центре.

В настоящее время ГСН РФ пересматриваются, поскольку практика строительства дорожных сетей показывает, что уменьшение ширины полосы до 3–3,25 м заставляет водителей двигаться осторожней, что позволяет обеспечить безопасность движения и уменьшить аварийность в общем потоке.

Для сравнения — размеры дорожных полос в других странах:

  • Япония — 3,2 м:
  • США — 2,7–3,7 м;
  • Великобритания — 2,5–3,25 м;
  • страны Европы — 3,5 м.
Читайте также:  ПДД стоянка для инвалидов

Продольная полоса

В контексте управления движением продольная полоса является частью проезжей части и предназначена для перемещения в одном направлении ТС, движущихся в один ряд.

Большинство дорог общего пользования имеют как минимум 2 продольные полосы сообщения, по одной в каждом направлении, разделённые разметкой. На многополосных трассах и более оживлённых 2-полосных дорогах полосы обозначены линиями разметки. На основных автомагистралях часто есть 2 многополосные дороги с разделительной полосой.

Некоторые дороги и мосты с малой интенсивностью движения и шириной менее 4,6 м имеют одну продольную полосу. ТС, движущиеся в противоположных направлениях, должны замедляться или останавливаться, чтобы объехать друг друга. Городские и пригородные однополосные дороги часто используются для организации одностороннего движения.

Тротуар и обочина дороги

Обочина — необходимая часть всех дорог, расположена по краям полотна и отличается материалом покрытия или выделена линиями разметки. Она предназначена для размещения ТС при остановке, служит аварийной полосой и обеспечивает боковую поддержку движения.

Обочина должна выдерживать вес полностью загруженного грузовика даже во влажных условиях и иметь ширину в зависимости от категории трассы:

Обочина выполняет несколько функций:

  • служит боковой опорой для дорожного покрытия;
  • обеспечивает сток поверхностных вод и защиту полотна дороги от проникновения воды, одного из самых разрушительных факторов магистралей;
  • обеспечивает безопасность, предоставляя место для остановки ТС в случае аварийных и чрезвычайных ситуаций, позволяет избежать столкновения при потере контроля над управлением ТС;
  • служит зоной, куда сгребают снег при расчистке дорог в зимнее время;
  • широкая обочина может обеспечивать временную парковку и временный съезд ТС при разъезде с другим ТС на узком полотне дороги;
  • в некоторых сельских районах при отсутствии тротуаров пешеходам и велосипедистам разрешено передвигаться по обочине;
  • ТС экстренных служб (скорая помощь, пожарные, полиция) могут использовать обочину для объезда пробок.

Обочина часто состоит из земли, поскольку связана с окружающей местностью и укреплена дернованием или посевом трав. Но может быть укреплена гравием, щебнем, шлаком, вымощена камнем или плитами, выполнена из материалов, стабилизированных или удерживаемых вместе связующими веществами, таким как битум или цемент.

При этом она должна иметь хороший дренаж, чтобы не было застоя воды под покрытием.

Дорожный элемент — тротуар является, как правило, фрагментом обочины и служит для передвижения пешеходов. Чаще всего он облицован бетонными плитами, блоками или каменными тротуарными плитками.

Основная функция тротуаров — обеспечить безопасное и комфортное пешеходное сообщение и отделить его от дорожного сообщения на дороге. Тротуары могут выступать в качестве прогулочной зоны в черте города, быть продолжением дорожного полотна или отделяться от него газонами.

За пределами городской черты необходимости в тротуарах нет, и пешеходы перемещаются по обочине.

Ширина тротуара устанавливается с учётом категории и назначения путей следования, плотности пешеходного сообщения, от размещения в пешеходной зоне опор, мачт, зелёных насаждений:

  • 4,5 м — на магистральных улицах;
  • 3 м — для районных;
  • 2,5 м — для местного сообщения;
  • 0,5–1,5 м — специальные тротуары, на промышленно-складских территориях, в проездах, на поселковых улицах.

Декоративная мозаика и разноцветная тротуарная плитка могут превратить тротуар в произведение искусства.

Назначение элементов дорог

Помимо перечисленных основных элементов, дорога имеет ряд других, не менее важных в обеспечении удобства и безопасности движения, элементов:

  1. Парковочные зоны предусмотрены для остановок ТС в пределах города. Параллельная парковка предпочтительнее, поскольку безопасна для ТС, движущихся по дороге. Минимальная ширина параллельной парковочной области — 3 м.
  2. Остановки маршрутных ТС (автобусов, троллейбусов) — организованы так, чтобы не мешать движению по пути перевозок и входу/выходу пассажиров. Располагаются они на расстоянии не менее 20 м от перекрёстка, чтобы не влиять на основное движение вблизи перекрёстков, и на расстоянии 5 м от перехода.
  3. Служебные проезды обеспечивают выезд на автомагистрали и скоростные трассы. Они изолированы, и доступ к ним есть только в выбранных точках, что позволяет не снижать скорость при переезде и исключает образование заторов.
  4. Велосипедные дорожки — организованы в городской черте с интенсивным велосипедным движением. Минимальная ширина —1,2 м по направлению потока ТС и 1,5 м — при встречном перемещении.
  5. Пешеходные дорожки (в отличие от тротуара, могут размещаться не параллельно дороге) предназначены исключительно для пешеходного сообщения, особенно в городских районах. Минимальная ширина —1,2 м для одностороннего, 2 м — для двухстороннего пешеходного потока, и может быть увеличена при высокой плотности перемещения (у магазинов, рынков, гостиниц, больниц).
  6. Ограждения (отбойники) по краю обочины служат для предотвращения аварийных ситуаций в результате съезда ТС за границы дороги, когда высота полотна превышает 3 м. Это могут быть металлические конструкции, чёрно-белые защитные столбы, которые хорошо видны ночью под фарами автомобиля на кривых участках трассы.
  7. Бордюры — это линии из камня или бетона, образующие границу между тротуаром, обочиной, островками или пешеходными дорожками и проезжей частью. Тротуар располагается примерно на 15 см выше уровня дороги.
  8. Разделительные полосы являются зарезервированной областью, по которой запрещено перемещение ТС. Они отделяют противоположные направления на разделённых шоссе с двусторонним движением, автострадах и автомагистралях. Эти участки могут быть просто вымощены или заасфальтированы, иметь срединный барьер, использоваться для прокладки трамвайных путей или ландшафтного дизайна и украшения шоссе (клумбы, газоны). Они часто строятся в центре широких городских многополосных трасс, где их можно использовать для остановки пешеходов, пересекающих дорогу в небезопасных местах. Решение о том, какой тип разделительной полосы следует использовать, должно основываться на нескольких факторах, включая объём потока, скорость движения, состав ТС, средние размеры и количество полос, выравнивание дорог, статистику аварий, а также затраты на установку и обслуживание. Разделительные полосы должны быть приподняты над проезжей частью на 15–20 см. Благодаря разделительной полосе автомобилям на магистралях разрешается двигаться с повышенной скоростью.

Видео: назначение элементов дорог

Знание определения дороги и назначение её элементов способно расширить кругозор водителей и гарантировать более внимательное отношение к правилам дорожного движения и соблюдению культуры вождения.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

KarpOff-270 › Блог › Тема 1. Общие положения. Часть 2

Дорога. Проезжая часть. Тротуары. Обочины. Трамвайные пути. Разделительная полоса. Полоса движения.

Элемент собственно образующий дорогу – это, безусловно, проезжая часть, и предназначена проезжая часть для движения безрельсовых транспортных средств (в том числе для движения автомобилей и мотоциклов).
Трамвайные пути – это тоже элемент дороги и предназначены они для движения трамваев.
Тротуар – это тоже элемент дороги и предназначен он для движения пешеходов.
Обочина – это тоже элемент дороги, и при отсутствии тротуара пешеходы должны двигаться по обочинам.

В сборнике ГИБДД есть задачка на эту тему, и она вполне может вам попасться на экзамене:
___________________________________________________________________________________
Являются ли тротуары и обочины частью дороги?
1. Являются.
2. Являются только обочины.
3. Не являются.
Поздравляю! Вы ответили на первую задачку. Осталось каких-нибудь 799.
___________________________________________________________________________________
Но устроители дорожного движения на этом не успокоились, взяли и придумали пятый элемент – разделительную полосу, и при этом в Правилах строго прописали:
Разделительная полоса НЕ предназначена для движения и остановки транспортных средств.
Разделительная полоса – это, элемент дороги, выделенный конструктивно.

Мнение эксперта
Смирнов Григорий Юрьевич
Адвокат с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

По сути, это физическое препятствие, не позволяющее водителям оказаться на «встречке». Кроме того (и это крайне важно!), разделительная полоса делит дорогу на смежные, изолированные друг от друга проезжие части.

То есть, разделительная полоса это хорошо, она существенно повышает безопасность дорожного движения. Хотя есть тут и свои минусы: во-первых, построить разделительную полосу стоит денег, а, во-вторых, часть дороги вообще никак не используется – даже «Скорая помощь при всём своём желании двигаться по такой разделительной полосе не сможет.
Ok, сказали Правила, если слегка поступиться интересами безопасности, то можно практически за бесплатно организовать разделительную полосу на любой дороге.

Только конструктивно она выделена не будет, а будет выделена с помощью всё той же дорожной разметки. Правил попросту предложили при необходимости обозначать границы разделительной полосы двумя сплошными линиями, разнесенными друг от друга на ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд, и дали такое определение:
Правила.

Раздел 1. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

И про разделительную полосу на экзамене вас обязательно спросят:
___________________________________________________________________________________
На каком рисунке изображена дорога с разделительной полосой?

Не думаю, что при наличии разметки у вас будут сложности с определением количества полос движения на дороге. Однако надо ещё и понимать, сколько у данной дороги проезжих частей, и об этом на экзамене вас будут спрашивать:
___________________________________________________________________________________
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.

Дорога общего пользования – это не только дорога, это ещё и всевозможные пересечения (с трамвайными путями, с пешеходными переходами, с велосипедными дорожками, с выездами из дворов и других прилегающих к дороге территорий).
Но самое важное пересечение – это, конечно же, пересечение дорог, то есть перекрёсток. Правила дают такое определение термину «Перекрёсток».

Правила. Раздел 1. «Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Читайте также:  Проезд равнозначных перекрестков ПДД

Жёлтые линии на рисунке это и есть «воображаемые линии, соединяющие начала закруглений проезжих частей».
Водители обязаны понимать, где точно начинается перекрёсток и где точно он заканчивается.
Во-первых, это важно при выполнении некоторых требований Правил. Например, в будущем мы узнаем, что на таком перекрёстке Правилами запрещён обгон.

Согласитесь, что нелишне понимать, где начинает действовать это ограничение и где заканчивается.
Во-вторых, если вам, не дай Бог, доведётся стать участником ДТП, будьте внимательны при составлении протокола происшествия. Очень может быть, что для вас окажется принципиально важным, где произошло столкновение – до перекрестка или на перекрёстке!

Почему это важно понимать? В будущем мы узнаем, что действие запрещающих знаков распространяется от места их установки и до ближайшего по ходу перекрёстка. На экзамене вам предложат этот рисунок и сопроводят его таким вопросом: «Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку за путепроводом»?
Путепровод это тоже дорога, только у неё кроме проезжей части есть ещё и железнодорожные пути.

Но пересекаемся мы с этой дорогой на разных уровнях. И по Правилам это не перекресток! Перекрёсток будет где-то дальше, а пока вы до него не доехали, стоянка запрещена знаком.

Правила особо оговорили – не считаются перекрёстками выезды из прилегающих территорий, то есть выезды из дворов и из всевозможных учреждений и предприятий, расположенных вдоль дороги.
На самом деле выезд из прилегающей территории это примыкание двух дорог на одном уровне, и это подпадает под определение перекрёстка. Именно поэтому Правила не могли сказать, что выезды из прилегающих территорий НЕ ЯВЛЯЮТСЯ перекрёстками.

Правила были вынуждены предложить нам – давайте договоримся, что выезды из прилегающих территорий НЕ СЧИТАЮТСЯ перекрёстками.
И это правильно, в противном случае пришлось бы знаки, поставленные на дороге, повторять после каждого выезда из двора (если считать его перекрестком).

На экзамене вам могут предложить вот такую задачу и сопроводят её таким вопросом: «На каком рисунке изображён перекрёсток»?
Ну что, на левом рисунке точно перекресток – примыкание двух дорог на одном уровне. А вот на правом рисунке это не перекрёсток.

И действие знака в месте выезда из двора не прерывается. И принцип «помехи справа» здесь тоже не работает – выезжающий из прилегающей территории должен всем уступать дорогу.

ПДД для «чайников»

Наверняка, многие знают, что такое «дорога«. Но, скорее всего, мало кто скажет из каких элементов состоит дорога. Ниже об этом рассказано.

Далее излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.

Что такое «дорога»

Дорога . Полоса земли (система сооружений), обустроенная и используемая для движения транспортных средств. Дорога (красная стрелка на рисунке) может состоять из следующих элементов:

  • проезжая часть (зеленая стрелка), состоящая из полос движения (синяя стрелка);
  • трамвайные пути;
  • обочины (оранжевая стрелка);
  • тротуары;
  • разделительные полосы (черная стрелка).

Что такое «проезжая часть»

Проезжая часть . Элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами.

Пример дороги из двух проезжих частей:

Пример дороги из одной проезжей части:

Надо понимать следующий важный момент. Если дорога имеет разделительную полосу (определение смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3) , то дорога состоит из одной проезжей части.

Пример дороги из двух проезжих частей:

Пример дороги из одной проезжей части:

Что такое «разделительная полоса»

Разделительная полоса . Элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки 1.2.1 , которой обозначается край проезжей части.

Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств. При этом на разделительной полосе иногда прокладывают рельсы для движения трамваев.

Опять же, надо обратить внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено.

Но, если трамвайные линии проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по ним может допускаться.

Пример дороги с разделительной полосой:

У новичков может возникнуть законный вопрос — как отличить разделительную полосу, обозначенную разметкой 1.2.1 от сплошной двойной линии разметки 1.3. Ведь и в том, и в другом случае на дороге изображены две сплошные линии, расположенные рядом друг с другом.

Все очень просто. Во-первых линии разметки 1.2.1 толще, чем у разметки 1.3.

Во-вторых линии разметки 1.3 располагаются рядом друг с другом, в то время, как линии разметки 1.2.1 расположены на некотором расстоянии друг от друга (сравните рисунки выше).

Тем, кому изложение материала показалось сложным, рекомендуем заглянуть на страницу с примерами, посвященную теме «Дорога».

Что такое «полоса движения»

Полоса движения . Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд.

По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.

Пример дороги с двумя полосами движения:

Пример дороги с четырьмя полосами движения:

Что такое «тротуар»

Тротуар . Элемент дороги, который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.

Что называют «обочиной»

Мнение эксперта
Смирнов Григорий Юрьевич
Адвокат с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Обочина . Элемент дороги, который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. При этом обочина от проезжей части отличается типом покрытия, либо выделяется при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2 .

Обочина используется для движения пешеходов, остановки и стоянки ТС. Обочина не может использоваться для постоянного движения ТС.

Что такое «пешеходный переход»

Пешеходный переход . Участок проезжей части, трамвайных путей, который обозначается знаками 5.19.1, 5.19.2 и/или горизонтальной разметкой 1.14.1, 1.14.2 .

Пешеходный переход предназначен для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Пример пешеходного перехода:

Обратите внимание, что знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а 5.19.2 — слева. Если дорога имеет разделительную полосу, то знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе.

На регулируемых перекрестках знаков 5.19.1 и 5.19.2 может не быть — пешеходам следует руководствоваться только дорожной разметкой. Если перекресток не оборудован ни знаками, ни разметкой, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

Что такое «прилегающая территория»

Прилегающая территория . Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС.

К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и проч. Прилегающая территория автоматически всегда считается второстепенной дорогой.

Поэтому, выезжая с прилегающей территории, водитель должен уступать дорогу всем участникам дорожного движения, находящихся на дороге, даже, если при этом не установлено никаких знаков. При этом, выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.

Что такое «железнодоржный переезд»

Железнодорожный переезд . Пересечение дороги с ж.д. путями на одном уровне. Ж.д. переезд является участком дороги, который предназначен для проезда ТС через рельсовое полотно ж.д. дороги.

Какая дорога является автомагистралью

Автомагистраль . Дорога,обозначенная знаком 5.1 , на которой имеются проезжие части для движения в каждом направлении, отделенные друг от друга разделительной полосой или дорожным ограждением. На автомагистрали нет пересечений на одном уровне с другими дорогами, ж.д. или трамвайными путями, велосипедными дорожками.

Определение населенного пункта

Населенный пункт . Застроенная территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.23.1-5.26.

Что называют препятствием

Препятствие . Неподвижный объект, находящийся на полосе движения, который не позволяет продолжать беспрепятственное движение по полосе.

К препятствию можно отнести неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и проч.). Препятствиями не являются затор или ТС, которое остановилось на полосе движения в соответствии с ПДД.

Парковка

Парковка . Специально обозначенное (обустроенное и оборудованное при необходимости) место, являющееся частью дороги или примыкающее к проезжей части (тротуару), обочине, эстакаде, мосту, либо являющееся частью подэстакадных (подмостовых) пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений, сооружений, предназначенное для стоянки ТС.

Дорога и ее основные элементы

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Центральным понятием ПДД является дорога. А как еще может быть в Правилах ДОРОЖНОГО движения?

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Мнение эксперта
Смирнов Григорий Юрьевич
Адвокат с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Приспособленность для движения – один из главных критериев дороги. Насыпь, дамба, заасфальтированный, забетонированный, мощеный участок земной суши и пр., по которым двигаются транспортные средства (далее – ТС), — это и есть дорога.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Читайте также:  Правила ПДД обгона с выездом на полосу по встречной полосе

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Но и искусственные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты), которые используются для перемещения ТС, — тоже дорога.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Две узкие полоски вытоптанной травы, уходящей в поле? И это – дорога.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

И даже если лютой зимой местный тракторист прямо по полю с помощью своего бульдозера проложит «зимник» (чтобы короче было ездить к своей любимой на встречу), то это тоже будет дорога. Пусть и временная (до весенней распутицы), но – дорога!

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

А как быть с ледовой переправой. В ПДД нет такого понятия, но есть определение, что это тоже дорога. Недаром же она обозначается дорожными знаками.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

И даже брошенные в болотистый торфяник хворост или бревна, превращаются в гать – дорогу на болоте.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

И на всех этих многочисленных вариантах дорог действуют (или, как принято говорить, «работают») Правила дорожного движения.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Итак, дорога – это участок, подготовленный и предназначенный для движения ТС.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Она включает в себя (как видно из второй части цитаты) следующие основные элементы:

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

  1. проезжую часть (одну или несколько), которая делится на полосы движения;
  2. разделительную полосу (при наличии);
  3. обочины (при наличии);
  4. тротуары (при наличии);
  5. трамвайные пути (при наличии).

Об этих элементах дороги и поведем речь.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —> adsp-pro-1 —>

Проезжая часть

Очень часто с понятиями «проезжая часть» и «дорога» происходит путаница. Под дорогой нередко подразумевают тот самый асфальт, по которому двигаются ТС.

p, blockquote 21,0,1,0,0 —>

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Это ошибка! Тот самый асфальт – это лишь часть дороги. А именно – проезжая часть дороги.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

И оказывается, что асфальтовое покрытие имеет не дорога, а ее проезжая часть.

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

И не асфальт – критерий проезжей части, а движение безрельсовых ТС. Проезжая часть может быть оформлена с помощью иного покрытия – бутового камня, брусчатки, щебня – или просто иметь грунтовую основу.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Но это – проезжая часть, которая создана специально для движения безрельсовых ТС. Трамвай к ним не относится.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

Полоса движения

Исключительно для удобства движения проезжую часть дороги делят продольными линиями разметки на специальные участки – полосы движения (или полосы для движения).

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Чтобы не «потеряться» на широкой проезжей части, водителю нужен какой-то ориентир при движении. Такой ориентир – это полоса движения, ширина которой достаточна для беспрепятственного и безопасного движения.

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Но что делать зимой, когда разметка неразличима?

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

p, blockquote 35,0,0,0,0 —>

Или она вовсе не нанесена на проезжую часть?

p, blockquote 36,0,0,0,0 —>

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

В этом случае водитель обязан самостоятельно определить свое положение, которое он занимает на проезжей части. И делается это так: проезжая часть делится продольной линией строго посередине; участок справа – наш, слева – «встречка».

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

И последний штрих – сколько ТС способно разъехаться одновременно в одном сечении дороги. Количество ТС, способных сделать это, и укажет на численность полос.

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

Следовательно, полосы для движения ТС обязательно присутствуют на проезжей части. Водителю просто надо их найти.

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

Разделительная полоса

Существуют участки дорог, посреди которых можно встретить оригинальную конструкцию, — разделительную полосу.

p, blockquote 43,1,0,0,0 —>

p, blockquote 44,0,0,0,0 —>

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

Судя по определению, разделительная полоса – это «мертвый» участок дороги, который категорически запрещен для осуществления движения, остановки и стоянки ТС.

p, blockquote 46,0,0,0,0 —>

Для чего же существует разделительная полоса? Для обеспечения безопасности движения! Разделительная полоса разграничивает, разделяет транспортные потоки противоположных направлений, затрудняя (или делая невозможным) выезд на встречные полосы движения. Именно поэтому автомагистраль (самый скоростной участок дороги!) должен обязательно иметь разделительную полосу (или ограждения посредине дороги).

p, blockquote 47,0,0,0,0 —>

p, blockquote 48,0,0,0,0 —>

Однако разделительная полоса может быть оформлена не только с помощью какой-то физической конструкции, но и с помощью разметки «одинарная сплошная» (1.2.1).

p, blockquote 49,0,0,0,0 —>

p, blockquote 50,0,0,0,0 —>

На такой участок дороги тоже нельзя выезжать для движения, остановки или стоянки.

p, blockquote 51,0,0,0,0 —>

Говоря о разделительной полосе, нельзя не отметить ее еще одного важного свойства: разделительная полоса выделяет смежные проезжие части.

p, blockquote 52,0,0,0,0 —>

p, blockquote 53,0,0,0,0 —>

И последний момент. Понятно, что разделительная полоса не является обязательным элементом дороги, но положительно влияет на безопасность.

p, blockquote 54,0,0,0,0 —> adsp-pro-3 —>

Обочина

Как это и не может показаться странным, обочина – тоже элемент (или часть) дороги. А все потому, что по обочине в редчайших случаях Правилами разрешено движение. А главное – обочина является участком дороги, на котором допускаются остановка и стоянка ТС.

p, blockquote 55,0,0,0,0 —>

p, blockquote 56,0,0,0,0 —>

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина – дорожный элемент, который непосредственно примыкает к проезжей части и к тому же – в одной плоскости. Поэтому она не может быть отделена от проезжей части каким-то газоном или бордюром. Она именно «приклеена» к проезжей части, потому что предназначена, в основном, для остановки и стоянки.

p, blockquote 58,0,0,0,0 —>

p, blockquote 59,0,0,0,0 —>

Мнение эксперта
Смирнов Григорий Юрьевич
Адвокат с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Как правило, обочина отличается от асфальтовой проезжей части иным способом покрытия: она может быть выражена травяным покровом, щебнем, грунтом, песком, глиной и пр.).

p, blockquote 60,0,0,0,0 —>

p, blockquote 61,0,0,0,0 —>

Однако на крупных федеральных трассах практикуется формирование обочины с помощью такого же покрытия, как и на проезжей части. Это делается для обеспечения максимальной безопасности движения по скоростной дороге, чтобы частицы грунта, песка, глины не попадали на проезжую часть и не натворили беды при экстренном торможении ТС.

p, blockquote 62,0,0,0,0 —>

p, blockquote 63,0,0,0,0 —>

В этом случае границей проезжей части и обочины будет специальная – сплошная или прерывистая – линия разметки.

p, blockquote 64,0,0,1,0 —> adsp-pro-4 —>

Говоря об обочине, следует отметить, что она не является обязательным дорожным элементом. Как правило, в населенных пунктах обочина отсутствует за ненадобностью, ибо ТС совершают стоянку или остановку, используя край проезжей части.

p, blockquote 65,0,0,0,0 —>

p, blockquote 66,0,0,0,0 —>

Следовательно, обочина – это удел загородных дорог. Кстати, здесь – в условиях отсутствия тротуаров – разрешено и движение пешеходов.

p, blockquote 67,0,0,0,0 —>

Тротуар

Тротуар – это еще один дорожный элемент. Причисление его к одной из частей дороги вполне оправдано. И вот почему.

p, blockquote 68,0,0,0,0 —>

p, blockquote 69,0,0,0,0 —>

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

В принципе, все просто и понятно. Тротуар – для пешеходов, а они – участники движения. Потому и тротуар – часть дороги. Однако в редчайших случаях по нему разрешено движение ТС, а также их остановка и стоянка.

p, blockquote 71,0,0,0,0 —>

p, blockquote 72,0,0,0,0 —>

Тротуары, как и обочины, не являются обязательным элементом дороги.

p, blockquote 73,0,0,0,0 —>

p, blockquote 74,0,0,0,0 —>

Вне населенного пункта в них практически нет потребности: пешеходы перемещаются по обочинам.

p, blockquote 75,0,0,0,0 —> adsp-pro-5 —>

Трамвайные пути

В наших ПДД есть много неточностей, «белых пятен» и т.п. Один из пробелов – отсутствие определения трамвайных путей, которые являются частью дороги, но не являются проезжей частью. Такие характеристики обусловлены анализом понятий «дорога» и «проезжая часть».

p, blockquote 76,0,0,0,0 —>

Существует два преимущественных способа организации трамвайных путем (в пределах дороги):

p, blockquote 77,0,0,0,0 —>

p, blockquote 78,0,0,0,0 —>

p, blockquote 79,0,0,0,0 —>

2) на границе с проезжей частью.

p, blockquote 80,0,0,0,0 —>

p, blockquote 81,0,0,0,0 —>

Невнимание ПДД к понятию «трамвайные пути» неоправданно, ибо они могут быть использованы для движения (в соответствии с нормами ПДД).

p, blockquote 82,0,0,0,0 —>

Очевидно, нам предлагается самим домыслить: трамвайные пути – это участок дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств.

p, blockquote 83,0,0,0,0 —>

Автор статьи
Смирнов Григорий Юрьевич
Адвокат с 7-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.
Следующая
ПДДЧто необходимо сделать перед обгоном

Комментарии
  1. berkey

    Your way of telling everything in this piece of writing is in fact nice, every one be able to easily know it, Thanks a lot.|
    berkey https://binged.it/3o5mC1D

Добавить комментарий