+7 (499) 288-16-73  Москва

+7 (812) 385-57-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-47-39  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП

Современные возможности судебной автотехнической экспертизы определены, прежде всего, пределами компетенции в экспертном рассмотрении дел о ДТП, а также совокупностью материалов и исходных данных предоставляемых эксперту для производства экспертизы.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП — фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техничес¬ком состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • установление момента возникновения, опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД РФ) они регламентированы;
  • установление того, как должен был действовать водитель и другие участники дорожного движения в сложившейся ДТС с точки зрения ПДД РФ;
  • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД РФ для избежания происшествия;
  • установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами АТЭ либо судебными экспертизами, не тносящимися к классу транспортных (например видеотехническая). Вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС.

Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой.

Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц.

Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

Все задачи, решаемые судебной экспертизой исследования обстоятельств ДТП, относятся к категории ситуационных и решаются математическим методом либо методом сопоставления фактических действий участника ДТП с действиями, предусмотренными нормативными актами и правилами.

Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП — данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по собиранию, подготовке, сохранению и представлению экспертам материалов для исследования. В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей как правило, не возникает, главное требование к ним — это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП.

Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь постоянно возникают сложности. Специфика автотехнической экспертизы заключается в том, что большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней задач, нематериальны и относятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем (судом) из документов, содержащихся в деле (протоколов допроса, осмотра места ДТП, проверки технического состояния ТС, схем и т.д.).

В экспертной практике эта категория объектов исследования называется исходными данными.

Практика показывает, что для решения простейшей задачи АТЭ — определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) — используется около 15 наименований исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50.

Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Кроме этого следователь или суд может привести перечень материалов дела, из которых эксперт вправе их получить.

Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные затруднения.

Содержание статьи

Читайте также:  Как обжаловать постановление ГИБДД о ДТП

Кому и когда нужна экспертиза обстоятельств ДТП

Когда нужна экспертиза обстоятельств ДТП: при отсутствии свидетелей происшествия; если показания очевидцев противоречивы; когда они отличаются от того, что выявлено с помощью других методов изучения обстоятельств аварии. Экспертизу делают по инициативе страховой компании, одного из участников ДТП, следователя, суда.

Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП включает: установление всех участников; выявление скорости движения ТС; восстановление остановочного пути; реконструкцию действий водителей; выявление причин потери автомобилем управления; установление технического состояния ТС; проверки показаний очевидцев; анализа погодных условий; изучения особенностей покрытия дороги; восстановления картины ДТП; изучения влияния на произошедшее сторонних объектов.

На основании процедуры формулируют выводы, по итогам которых составляется заключение, которое состоит из: вводной части с указанием данных экспертов и учреждения, где они работают, основания для проведения, место и время ее выполнения и т.д.; исходных сведений о материалах и объектах изучения; исследовательской части с описанием хода процедуры, расшифровкой формул; выводов; приложений в виде таблиц, графиков, схем, фотографий.

Мнение эксперта
Романов Андрей Федорович
Юрист-практик с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Передачей документа должностному лицу, по чьему требованию выполнялась экспертиза, процедура не ограничивается. Специалист чаще всего еще выступает в суде с разъяснениями по поводу содержащейся в нем информации.

Иногда выводы специалиста противоречат показаниям участника аварии, то есть повреждения не соответствуют обстоятельствам ДТП. И для клиента страховой компании это означает, что он не получит возмещения за разбитую машину. Для некоторых компаний это способ избежать выплаты по страховому случаю.

Если процедуру инициирует страховщик, не исключено, что специалист поработал в защиту его интересов. В таком случае можно подать заявление в суд, в котором следует изложить и просьбу о признании заключения экспертизы недействительным.

Если суд не признает этого, нужно подать ходатайство о проведении судебной экспертизы.

Когда и как проводится судебная экспертиза, ее особенности

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП назначается в рамках рассмотрения соответствующего иска. Она включает в себя изучение ситуации, в которой стало возможным ДТП, расчеты параметров перемещения автомобилей-участников, влияние иных объектов на происшествие.

Экспертиза отвечает на множество вопросов:

  • о скорости движения ТС и пешеходов;
  • о величине тормозного пути;
  • о положении ТС в разные моменты до аварии, при столкновении и после;
  • о технической возможности предотвратить ДТП;
  • о времени наступления аварийной ситуации;
  • о действиях водителей с точки зрения ПДД;
  • о причинной связи между этими действиями и столкновением;
  • об условиях, способствующих созданию аварийной ситуации.

Экспертиза обстоятельств ДТП, выполняемая по решению суда, может быть гораздо шире, чем автотехническая. В ее рамках нередко проводятся:

  • Транспортно-трассологическое исследование, предполагающее определение расположения ТС в момент столкновения, траектории их движения до него и после. Оно же отвечает на вопросы о характере формирования дефектов автомобилей.
  • Технико-диагностическое исследование, в ходе которого уточняются повреждения ТС и причины их появления, состояние автомобилей на момент ДТП, влияние возможных неисправностей на возникновение аварийной ситуации. Оно же включает в себя определение затрат на восстановление ТС.
  • Инженерно-психофизиологическое исследование, в ходе которого изучается и оценивается роль человеческого фактора в создании аварийной ситуации. Сюда же входит установление психофизиологического влияния обстоятельств на водителей (ослепления, вмешательства других людей и т.д).
  • Автодорожное исследование, представляющее собой изучение полотна и дорожных условий. Выявляются недостатки в организации движения (проблемы с разметкой, светофором и т.д.), а также должностные лица, ответственные за состояние покрытия и его эксплуатацию.

Ответы на вопросы, поставленные перед специалистами, и помогают установить то, почему, как произошло событие. Значит, экспертиза дает возможность сделать вывод о виновности одного из водителей или обоих сразу, пешеходов, других людей.

Исследование обстоятельств ДТП должно быть объективным, а выводы – научно обоснованными. Но для достижения результата иногда приходится делать экспертизу не один раз. Попавший в аварию водитель может сам способствовать этому, если вовремя обратится к специалистам и в суд.

Особенности проведения автотехнической экспертизы

Процедуру выполняет специалист или группа профессионалов, с участием консультантов по различным вопросам, которые могут возникнуть в ходе исследования. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП включает в себя:

  • установление всех участников;
  • выявление скорости движения ТС;
  • восстановление остановочного пути;
  • реконструкцию действий водителей;
  • выявление причин потери автомобилем управления;
  • установление технического состояния ТС;
  • проверки показаний очевидцев;
  • анализа погодных условий;
  • изучения особенностей покрытия дороги;
  • восстановления картины ДТП, в том числе с помощью реконструкции;
  • изучения влияния на произошедшее сторонних объектов.

Процедура начинается с формулирования целей и задач исследования, выбора методов, которые позволят ответить на поставленные вопросы. Затем изучаются предоставленные материалы, выбираются цифровые значения параметров для расчетов, выстраиваются схемы, применяются формулы для вычисления интересующих характеристик, проверяются.

На основе всего формулируют выводы, по итогам которых составляется заключение.

Требования к документу содержатся в статье 204 УПК РФ. Он состоит из:

  • вводной части, в которой указывают данные экспертов и учреждения, где они работают, основания для проведения процедуры, место и время ее выполнения и т.д.;
  • исходных сведений, включающих в себя информацию о материалах и объектах изучения;
  • исследовательской части, где описывают все, что делалось в ходе процедуры, с расшифровкой формул, отсылками к профессиональной литературе;
  • выводов, то есть ответов на поставленные вопросы, а также те, что возникли в ходе изучения материалов;
  • приложений в виде таблиц, графиков, схем, фотографий.

Смотрите в этом видео о проведении автотехнической экспертизы:

Пример проведения

Процедура может занять достаточно много времени. О том, как проходит экспертиза обстоятельств ДТП, пример заключения расскажет лучше всего.

Если опустить вводную часть, он выглядит так.

Сама же процедура представляет собой:

  • изучение показаний участников события и свидетелей;
  • следственного эксперимента;
  • исследование материальных объектов ДТП (следов торможения, предметов дорожной обстановки, автомобилей и их деталей);
  • расчет показателей, имеющих значение для подтверждения или опровержения уже имеющейся информации;
  • формулировка выводов с обозначением того, какими пунктами закона должны были руководствоваться участники ДТП;
  • составление заключения экспертизы.

Передачей документа должностному лицу, по чьему требованию выполнялась экспертиза, процедура не ограничивается. Специалист чаще всего еще выступает в суде с разъяснениями по поводу содержащейся в нем информации.

Что делать, если повреждения не соответствуют обстоятельствам ДТП

Иногда выводы специалиста противоречат показаниям участника аварии. Чаше при этом говорят, что повреждения не соответствуют обстоятельствам ДТП. И для клиента страховой компании это означает, что он не получит возмещения за разбитую машину. Ведь по существу водителя обвиняют в том, что он ввел в заблуждение фирму ради компенсации.

Читайте также:  Спровоцировал ДТП и уехал, ответственность

На самом деле для некоторых компаний это способ избежать выплаты по страховому случаю. Но автомобилисту не стоит принимать выводы экспертизы, как не подлежащие сомнению. Ведь процедуру инициирует страховщик, и не исключено, что специалист поработал в защиту его интересов.

Можно подать заявление в суд, в котором следует изложить и просьбу о признании заключения организованной компанией экспертизы недействительным. Возможно, он и не найдет, что ее результаты неверны.

Тогда нужно подать ходатайство о проведении судебной экспертизы. Она будет более беспристрастной.

Поэтому можно рассчитывать на опровержение выводов специалистов, работавших по заказу страховой компании.

Полезное видео

О судебной экспертизе по ДТП смотрите в этом видео:

Мнение эксперта
Романов Андрей Федорович
Юрист-практик с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Вопросы

Как бы не пытались правоведы исключать из деятельности судебного эксперта-автотехника задачи по установлению вины (виновности или невиновности) водителя или иного участника дорожного движения в ДТП, фактом является лишь то, что именно автоэксперт, специализирующийся в области автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП, но никак не следователь и суд устанавливает и экспертным путем доказывает наличие в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы (дорожников) вину (виновность) в случившемся ДТП.

Именно автоэксперт в силах методологически обоснованно установить виновность (вину) в случившемся ДТП того или иного водителя (в т.ч. пьяного / нетрезвого).

Именно автоэксперт имеет право устанавливать вину в ДТП пешехода.

Именно на плечи автоэксперта возлагается столь сложный вывод как – обоюдная вина (виновность) в совершении ДТП.

Именно автоэксперт имеет право определять степень вины (виновности) каждого из участников дорожного движения в ДТП.

Именно автоэксперт в силах определить вину (виновность) в ДТП кроме водителя таких участников дорожного движения как пассажиров и работников дорожных служб (дорожников).

Задачи

Целями и задачами судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП являются:

  • определение и установление скорости движения и других параметров транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление удаления транспортного средства / автомашины, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление взаимного расположения транспортного средства / автомашины в различные моменты ДТП;
  • определение и установление времени преодоления транспортного средства / автомашины определенных участков пути;
  • определение и установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортного средства / автомашины, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение и установление взаимного положения транспортного средства / автомашины и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение и установление того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно и установление действия водителя по управлению транспортного средства / автомашины, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение и установление соответствия действий водителя транспортного средства / автомашины требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • определение и установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избегания происшествия;
  • определение и установление технической возможности у водителя транспортного средства / автомашины предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства / автомашины или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение и установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства / автомашины и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение и установление причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами судебной автотехнической экспертизы, либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных.

Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления транспортного средства / автомашины, можно решить лишь после определения технического состояния транспортного средства / автомашины.

Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния транспортного средства / автомашины, а в отдельных случаях и металловедческой.

Для квалификации действий водителей транспортного средства / автомашины экспертам зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на транспортного средства / автомашины и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц.

Проведение судебной автотехнической экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС. Экспертиза обстоятельств ДТП наш профиль.

Что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна? Тонкости и нюансы процедуры

Каждый из нас в своей жизни был свидетелем аварии, но не каждый ее участником. Когда человек попадает в дорожно-транспортное происшествие, он не всегда понимает, как и по какой причине это произошло. А иногда и понимает, но не хочет признавать свою вину.

В этом случае проводиться судебная экспертиза автомобиля при ДТП. Она помогает установить реальные причины аварии, главного виновника, а также совокупность всех повреждений автомобиля после дорожно-транспортного происшествия.

Что это такое и когда нужна?

Самой важной частью в судебной автотехнической экспертизе является установление зачинщика аварии. Это может быть водитель, пешеход или же что-то другое.

Виновнику аварии придется выплатить всем пострадавшим компенсации за нанесенный во время столкновения ущерб, а потерпевшему необходимо будет доказать, то что этот ущерб есть, установить его оценочную стоимость.

Читайте также:  Организация работ при ликвидации ДТП, проведение аср, методический план

К большому сожалению, зачастую зачинщики аварии не всегда соглашаются со всеми претензиями

, которые ему предъявляют потерпевшие. Да и сперва на месте аварии тоже сложно определить, по какой причине она произошла, чьи действия непосредственно привели к этой ситуации. А иногда бывает и так, что определение виновника на месте ДТП является ошибочным. Судебная экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно в таких ситуациях, когда требуется:

  • оценить стоимость ущерба;
  • установить реального виновника аварии;
  • составить всю картину данного происшествия.

Техническая экспертиза автомобиля является важным звеном для судебных и следственных органов, вычисляя виновника ДТП и все обстоятельства данной аварии. Это очень важно, поскольку малейшая деталь дорожно-транспортного происшествия может уменьшить или увеличить степень ответственности водителя автомобиля, а также указать и других виновных в этой ситуации.

Экспертиза включает в себя проверку:

  1. технического состояния машины;
  2. причин поломки автомобиля;
  3. обстоятельств, которые привели к аварии.

Существует множество причин, когда самостоятельно разобраться с причинами аварии сложно. В этом случае участники происшествия прибегают к независимой судебной экспертизе.

Причины необходимости судебных экспертиз:

  1. Неоднозначность причины аварии.
  2. Невозможно разрешить спорную ситуацию без профессиональных автотехнических знаний.
  3. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия.
  4. Споры со страховыми компаниями по поводу выплаты компенсации за ущерб.
  5. Споры с зачинщиком аварии по поводу выплаты. Одна из сторон придерживается собственной позиции, с которой может быть не согласна другая.

Например, не обойдется без судебной экспертизы ситуация, когда пострадавший утверждает, что все вмятины, на его машине появились именно после этой аварии, когда на самом деле это может быть не так. Виновник аварии может отговариваться и доказывать, что он абсолютно не причастен к появлению этих повреждений.

После обращения в суд и проведения оценки авто, специалист, который будет заниматься этим делом, на основе многих факторов, может доказать, что вмятины на машине были получены еще до дорожно-транспортного происшествия.

На что помогает ответить, какая основная задача?

После проведения данного расследования становятся ясными ответы на следующие вопросы:

  • Какие причины и обстоятельства послужили возникновению дорожно-транспортного происшествия?
  • Кто является реальным виновником в данной ситуации?
  • Какой ущерб принесла эта авария пострадавшей стороне?
  • Сколько стоило транспортное средство пострадавшего до аварии?
  • Какова стоимость годных остатков автомобиля после аварии?
  • Какова стоимость ремонта ущерба после аварии?
  • Каков размер повреждений, полученных после ДТП?
  • Все ли повреждения соответствуют полученным именно после этой аварии?
  • С какой скоростью ехали автомобили?
  • Каким был тормозной и остановочный путь?
  • Как были расположены транспортные средства относительно друг друга?
  • Причиной аварии послужили невнимательность и незнание водителей, или же какие-то посторонние факторы на дороге?

Таким образом, основной задачей проведения экспертизы автомобиля для суда является определение стоимости ремонта и реального причиненного ущерба.

Предмет в обстоятельствах аварии

Что же является предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП:

  • все данные, свидетельствующие о произошедшей аварии;
  • техническое состояние транспортного средства;
  • скорость его движения во время ДТП;
  • механизм ДТП;
  • загруженность;
  • режим движения;
  • покрытие проезжей части и многое другое.

Все это устанавливается экспертом-автотехником на основе своих знаний и материалов данного дела.

В какие сроки проводится для суда?

В важных и неотложных случаях, за дополнительную плату сроки экспертизы могут сократиться до 3-5 дней.

Факторы, от которых зависит срок проведения экспертизы авто:

  • загруженность специалистов;
  • сложность ДТП;
  • срочная подготовка отчета.

Если же сам суд назначил экспертизу авто, то конкретный срок ее осуществления он должен указать в соответствующем постановлении. Если произойдет так, что расследование продлится дольше запланированного судом срока, то эксперта, который занимался этим делом, могут оштрафовать.

Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:

  1. Участников аварии уведомляют о проведении судебной экспертизы автомобиля, времени и месте проведения.
  2. Проводится тщательный осмотр машины пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии и места, где случилась эта авария.
  3. Полученные сведения определенное время анализируются, составляются в одно целое.
  4. Специалист, занимающийся этим делом, составляет итоговое заключение по ДТП, которое передает заявителю.

Кто может инициировать?

Стать инициатором проведения судебной экспертизы может любой из участником аварии, а также судья, правоохранительные органы или даже страховая компания (если она гарантирует взятие всевозможных издержек на себя).

Назначение ее будет одобрено в том случае, когда инициатор сам докажет необходимость экспертизы, а в заявлении ходатайства напишет, какие именно обстоятельства и вопросы необходимо выяснить.

Составление ходатайства

Мнение эксперта
Романов Андрей Федорович
Юрист-практик с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Для того чтобы начать судебную экспертизу, необходимо подать в суд ходатайство. Ходатайство может быть объявлено как устно, так и письменно. Но второй вариант считается более правильным.

В ходатайстве инициатор должен перечислить все спорные моменты, которые ему хотелось бы выяснить, вопросы, на которые он бы хотел получить ответ, указать желаемого исполнителя работ, а также четко и ясно прописать доказательство необходимости в этой экспертизе.

Если, помимо имеющихся материалов и документов, приобщенных к гражданскому делу, у вас появились дополнительные доказательства, необходимо также приобщить их к материалам дела.

Данное ходатайство будет рассматриваться в суде со всеми участниками процесса

. Любой из них сможет заявить возражением на представленные доказательства и материалы дела, подготовить свои документы и вопросы для выяснения обстоятельств, обратиться к другому эксперту.

Законом разрешено самостоятельно выбирать эксперта, который будет заниматься исполнением работ. Но главное, чтобы он был не имел непосредственного отношения к страховой компании, в этом случае выплата компенсации за автомобиль по суду может сильно минимизироваться.

При указании своего специалиста, инициатор должен помнить, что на данную работу в рамках ОСАГО может претендовать только эксперт, который состоит в реестре экспертов-техников при Минюсте России.

Сколько будет стоить?

Стоимость судебной экспертизы, как и ее сроки, является индивидуальной для каждого случая. В среднем она варьируется от 5 до 15 тысяч рублей в 2018 году. Но в случаях, требующих более подробного анализа, цена может быть завышена в несколько раз.

Что влияет на определение цены судебной экспертизы:

  • срок проведения;
  • тяжесть повреждений;
  • запутанность в выяснении обстоятельств;
  • методы проведения экспертизы;
  • компетентность и востребованность эксперта.
Автор статьи
Романов Андрей Федорович
Юрист-практик с 8-летним опытом. Специализация — семейное право. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
Все о ДТПЧто означает знак жилая зона ПДД (дворовая территория)

Добавить комментарий