+7 (499) 288-16-73  Москва

+7 (812) 385-57-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-47-39  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Тахограф для физических лиц с 2020 года: кому надо устанавливать, какие разрешены в России

Тахографом называется контрольный прибор, устанавливаемый на коммерческий транспорт с целью повышения контроля за работой этого транспорта и водителя со стороны работодателя и других проверяющих его работу организаций.

Тахографы регистрируют скорость и рабочий режим транспортного средства и поэтому часто на сленге называются регистраторами и регистрирующими самописцами.

Так как очень многие аварии часто случаются из-за превышения скорости и высокой усталости водителей, то у проверяющих организаций возникло желание контролировать работу водителей с целью снижения аварийных ситуаций и защиты водителей от чрезмерных нагрузок со стороны работодателей.

Несмотря на очевидную пользу тахографов для водителей, предпринимателей эти нововведения вызывают озабоченность, ведь стоимость оснащения автомашин тахографами дело не дешевое и далеко не все согласны их устанавливать.

Тем не менее, тахографы установить придется на тот автотранспорт, который оговорен в действующем законодательстве, иначе серьезных штрафов их владельцам не избежать. Поэтому законодательную базу, регламентирующую установку и использование тахографов, необходимо хорошо знать.

Тенденция на установку тахографов продолжает набирать силу

В 2020 году требования к установке тахографов ужесточились и тахографы будут устанавливаться на еще большую долю автотранспорта, осуществляющего коммерческие перевозки.

Так как перечень транспорта, для которого сегодня необходимы тахографы, продолжает расширяться, также, как и продолжают дорабатываться требования к самим устройствам.

Мнение эксперта
Михайлов Евгений Витальевич
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Член ассоциации юристов.

Чтобы лучше разобраться какие именно виды тахографов необходимо будет устанавливать, а какие из существующих видов уже установленных тахографов придется переоснащать, придется разобраться в имеющейся нормативной и законодательной базе.

На какие автомобили тахографы необходимо устанавливать в 2020 году?

Тахографы нужно устанавливать на любые коммерческие грузовики, независимо от их марки, имеющих массу от 3.5 тонн, а также на все автобусы, а также микроавтобусы (маршрутные такси), осуществляющие пассажирские перевозки и имеющие более 8 посадочных мест.

Кроме того, в соответствии с изменениями 2018 года, установка регистрирующих самописцев стала обязательной для кранов-манипуляторов (спецтранспорт для срочной и аварийной эвакуации).

Законодательные нормативы по эксплуатации тахографов, вступившие в силу в 2018 году

Для автовладельцев 2018 год ознаменовался важными изменениями ранее действующего законодательства по использованию регистрирующихся самописцев.

Установка тахографов для регистрации пробега автотранспортного средства и режима работы водителей стала обязательной для:

  • пассажирских маршруток и автобусов для пригородных перевозок;
  • кранов-манипуляторов, используемых для погрузо-разгрузочных работ.

Кроме того, изменения законодательства 2018 года для повышения безопасности в сфере дорожного движения предоставили возможность сотрудникам ДПС и другим контролирующим организациям осуществлять остановку и проверку транспорта на предмет наличия в нем тахографов и проверки их работоспособности.

Сотрудники ДПС и другие проверяющие автотранспорт организации получили права оштрафовать нарушителей в соответствии с КоАП РФ (на основании статьи 11.23). При этом ответственность за правонарушение несет как водитель, так и должностное лицо или предприниматель, который допустил это нарушение.

Читайте также:  Тахограф не принимает карту водителя: что делать, причина

Изменения в законодательстве РФ по использованию регистрирующих самописцев в 2020 году

Одним из наиболее важных изменений по использованию тахографов на 2020 году – это обязанность автовладельцев устанавливать регистрирующие самописцы утвержденных моделей.

Но это нововведение в основном пока касается маршрутных такси и автобусов, т.е. того транспорта, который осуществляет пассажирские перевозки на междугородных, городских и пригородных маршрутах.

При этом, данные требования об обновлении самописцев касаются как регулярных рейсов, так и заказных, то есть нерегулярных перевозок.

Эти нововведения были сделаны для того, чтобы:

  • повысить уровень сервиса и безопасности перевозки пассажиров;
  • расчета на эффект хотя бы частичного обновления уже имеющегося автопарка, так как устаревший транспорт переоснащать новыми моделями нерентабельно.

В нормативных документах отмечается, что несоблюдение данных требований об установке обновленных моделей приборов на маршрутные такси и автобусы гарантированно приведет автотранспортное предприятие к потере лицензии на право предоставления услуг пассажирских перевозок.

Поэтому пренебрегать данными требованиями нельзя, так как нарушение правил работы по тахографу или их отсутствие на рабочем месте водителя будет наказываться штрафными санкциями и даже приостановкой деятельности автотранспортного предприятия на 3-х месячный срок.

Имеющаяся законодательная база с нормативно-правовыми актами, определяющими использование тахографов на территории РФ в 2020 году:

  1. ФЗ-196, устанавливающий требования к тахографам и изданный 10.12.1995 года.
  2. Правительственное постановление, опубликованное 23.11.2012 (№ 1213) о требованиях, предъявляемым к тахографами, порядке оснащения автомобилей тахографами, видах транспорта для которых необходимы тахографы, а также правилах их эксплуатации и проведения контроля по этим приборам.
  3. Приказ Минтранса, опубликованный 13 февраля 2013 (№ 36).
  4. Приказ Минтранса, опубликованный 21 августа 2018 (№ 273) года о порядке оснащения тахографами автотранспорта с изменениями на 2020 год. В изменениях, в частности, оговаривается, что использовать аналоговые тахографы уже нельзя, а вместо них необходима установка цифровых тахографов с модулем защиты данных методом криптографии (СКЗИ).
  5. Приказ Минтранса от 27.07.2017 (№277) о порядке проведения осмотра тахографов контролирующими организациями.
  6. КоАП РФ (ст. 11.23) о штрафах за езду без тахографов.

Изменение законодательства по вопросам эксплуатации тахографов далеко не новы, все нововведения текущего года были анонсированы и широко обсуждались в 2017 году и их отмена или перенос сегодняшних новшеств даже не обсуждались в парламенте, как это происходило гораздо раньше.

Требования 2020 года к тахографам для автомобильного транспорта Европейского Союза (ЕС)

Другим международным документом в сфере использования тахографов на просторах Европейского Союза считается их регламент 2016/799, принятый Европарламентом 26.03.2016 и вступивший в силу 15.06.2019 и содержащий указания для использования «смарт-тахографов», являющихся вторым поколением устройств данного типа, для оснащения регистрируемых в ЕС транспортных автомобилей.

То есть данный регламент вступил в силу совсем недавно, но принят был 3 года назад, чтобы у всех автовладельцев было время на ознакомление с правилами данного регламентам. Сегодня любое транспортное средство, которое регистрируется в странах ЕС, по текущему регламенту должно быть оснащено «смарт-тахографом» (ЕСТР).

Таким образом можно определить следующее:

  • если автомобиль регистрируется в первый раз в одной из стран Европейского Союза, то на него устанавливается данный контрольный прибор, соответствующий принятому регламенту 2016/799;
  • тот автотранспорт, который уже эксплуатируется в странах ЕС, должен быть оснащен устройствами, соответствующими требованиям стандарта 3821/85 в соответствии с приложениями 1 и 1В от данного постановления;
  • устанавливается срок переоснащения всех транспортных средств с установленными «смарт-тахографами» равный 15 годам с июня 2016 года (то есть с момента ввода текущего регламента).

Данный регламент также требует, чтобы сертификаты и ключи для регистрирующих самописцев данного типа были уже доступны, также, как и карты ремонтных мастерских.

Хочется заметить, что сегодня вопрос полной интеграции «смарт-тахографов» еще до конца не проработан, так как представители российской стороны не высказывались за широкое распространение этой инициативы, хотя автотранспорт, оснащенный «смарт-тахографами», никаких других тахографов иметь в России уже не должен.

Читайте также:  Требование об обязательном оснащении тс тахографами относится

Требования, предъявляемые к тахографам на территории России в 2020 году

В 2020 году все тахографы, используемые в России должны соответствовать следующим требованиям:

  • для рейсовых перевозок на российской территории допускаются только те автотранспортные средства, у которых установлены регистрирующие самопишущие устройства с модулем дополнительной защиты данных методом криптографии (СКЗИ / НКМ);
  • для выполнения рейсов по территории Европейского Союза, а также при выполнении иных международных рейсов необходимо, чтобы автотранспортное средство было оснащено тахографом стандарта ЕСТР («смарт-тахографом»).

На всех машинах с установленными на них тахографами должна иметься документация к данному устройству, где должны содержаться сведения о дате установки, а также его поверке / калибровки. Тахограф должен находиться в рабочем состоянии, быть правильным образом установлен, опломбирован, поверен и откалиброван.

Требования к «смарт-тахографов» для стран Европейского Союза:

  • «смарт-тахограф» должен быть подключен к спутниковой навигационной системе (GPS/ГЛОНАСС);
  • «смарт-тахограф» должен поддерживать передачу своей информации во время рейса для непосредственного удаленного контроля;
  • у «смарт-тахографа» должен иметься один из стандартных интерфейсов для вывода его информации на подключаемое к нему внешнее устройство максимально быстро.

Так что сегодня «смарт-тахограф» – это не просто устройство контроля режима работы транспорта и водителя, но и более глобальное средство удаленного мониторинга.

А какие автомобили могут ездить пока вообще без тахографов?

Пока для следующей техники тахографы еще не введены и штраф за отсутствие данного устройства на этой технике не берется:

  • военная техника и бронированный транспорт;
  • троллейбусы;
  • автомобили, проходящие испытания;
  • автомобили полиции, ФСБ, ФСИН и других важных государственных ведомств;
  • автомобили, которые не производят коммерческих перевозок (к числу этих машин относятся учебные авто, а также те автомобили, которые освобождены от утилизационного сбора, т.е. старше 30 лет);
  • сельхозтехника и другая техника, зарегистрированная в ГосТехНадзоре.
  • Кроме того, в список исключений попадают и такие транспортные средства, как:

    • скорая помощь, автобусы из ритуальных служб;
    • пожарные автомобили, авто для инкассации;
    • строительная спецтехника – автокраны, автомобили для обслуживания скважин газовых и нефтяных месторождений;
    • транспортная техника для сферы коммунального хозяйства;
    • дома на колесах, жилые прицепы, автолавки;
    • передвижные телестудии, передвижные лаборатории и другой подобный сервис;
    • молоковозы, лесовозы, машины для перевозки скота, а также и другие машины для различных видов специальных перевозок;
    • грузовики, используемые производителями сельскохозяйственной продукции, при перевозках их продукции в пределах своего муниципального образования и граничащих с ним районов доставки их продукции.

    На сегодняшний день законодатели стараются подогнать законодательную базу, регламентирующую установку тахографов, исключительно на коммерческую технику для пассажирских и грузовых перевозок. И есть тенденция продолжения совершенствования законодательства в данной сфере. Мы уже видим, что оно активно развивается.

    Видео: Штрафы за отсутствие тахографа с 01 ноября 2020

    Мнение эксперта
    Михайлов Евгений Витальевич
    Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Член ассоциации юристов.

    Установку тахографов для физических лиц предлагают отложить до 2020 года

    15 августа 2019 г. 13:19

    Министерство экономического развития предлагает перенести срок установки тахографов для физических лиц с 1-го ноября на 2020-й и 2021-й годы. В ведомстве уверены: оставшихся месяцев владельцам грузовых автомобилей и автобусов на то, чтобы исполнить обязательное требование, просто не хватит.

    Итак, Министерство экономического развития раскритиковало еще один проект Министерства транспорта. Оба касаются того самого закона, который был подписан Президентом еще 30-го октября прошлого года и в соответствии с которым с 1-го ноября этого года принадлежащие физическим лицам грузовые автомобили массой от 3,5 тонн и автобусы в обязательном порядке должны быть оснащены тахографами.

    Читайте также:  Как правильно ездить по тахографу в России: нормы, время работы и отдыха водителя

    Сам по себе закон, что примечательно, в основном касается лицензирования пассажирских перевозок. Однако, решив, видимо, ужесточить условия работы водителей автобусов, вспомнили заодно и про водителей грузовиков.

    Хотя на тот момент, на момент принятия закона, не было заметно, чтобы этот вопрос действительно серьезно прорабатывался.

    Только через 4 месяца после подписания документа, 20-го февраля, Министерство транспорта представило проект изменений в Правила дорожного движения: он с 1-го ноября распространял бы режим труда и отдыха и на тех водителей, которые не работают ни на юридическое лицо, ни на ИП и перевозят собственные грузы для собственных нужд.

    Еще позже, 11-го июня, появился проект изменений 36-го и 273-го Приказов Министерства транспорта, который уточнял: с 1-го ноября 2019-го года тахограф должен стоять и в грузовых автомобилях от 3,5 тонн, эксплуатируемых физическими лицами.

    Поправки в Правила дорожного движения Министерство экономического развития, как мы уже сообщали, не поддержало. В отчете ведомства среди прочего сказано, что ПДД, в принципе, не могут диктовать водителю, сколько времени ему находиться за рулем, и что режим труда и отдыха обусловлен трудовым законодательством, отношениями между работодателем и сотрудником.

    Однако, как выясняется, министерство раскритиковало и второй проект.

    И этот факт может означать, что установку тахографов для физических лиц действительно могут отложить.

    Только не с 1 ноября

    В своем отчете Министерство экономического развития первым делом указывает на то, что отведенных месяцев (а, по сути, их осталось всего два — сентябрь и октябрь) не хватит на то, чтобы все физические собственники грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн (по данным ГИБДД, количество таковых равняется 2,15 млн.) успели оснастить свой транспорт тахографами. Тем более что сами нормативно-правовые акты, которые это предусматривают, за исключением принятого закона, пока еще даже не утверждены и имеют лишь вид проектов.

    В ведомстве подчеркивают, что в свое время, когда вводилось требование о замене контролирующих устройств на тахографы с блоком СКЗИ, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (а на них зарегистрировано даже меньше автомобилей — порядка 2 млн.) давался переходный период.

    Так, в соответствии с Приказом №273, принятым в 2013-м году, полный переход грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн на тахографы СКЗИ должен был завершиться к 2018-му году. В то время как на самом деле этого до сих пор не произошло: по приблизительным подсчетам, с 2013-го по 2019-й год обязательному требованию «подчинились» только 35% транспортных средств.

    Полагаться на такое можно разве что с расчетом на штрафы (с 1-го ноября — 3-5 тыс. рублей для водителей) с тех, кто в сроки так и не вложится.

    В отчете также подчеркивается, что Министерство транспорта даже не изучило рынок тахографов и не представило данных: достаточно ли контролирующих устройств, готовы ли мастерские во всех регионах России к такому наплыву клиентов.

    Хотя бы на год позже

    Таким образом, Министерство экономического развития предлагает «забыть» про 1-е ноября 2019-го года и дать физическим собственникам грузовиков и автобусов переходный период, зависящий от категории транспортного средства, для исполнения требования:

    • для грузовиков массой от 12 тонн (N3) — до 1-го июня 2020-го года;
    • для автобусов с количеством мест больше восьми и массой свыше 5 тонн (M3) — до 1-го декабря 2020-го года;
    • для грузовиков массой от 3,5 до 12 тонн (N2) — до 1-го июня 2021-го года;
    • для автобусов с количеством мест больше восьми и массой до 5 тонн (M2) — до 1-го января 2021-го года.
    Автор статьи
    Михайлов Евгений Витальевич
    Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Член ассоциации юристов.
    Следующая
    ТахографТахограф: в каких случаях нужен, кто должен устанавливать, на какие авто, тс

    Добавить комментарий